Актуальный репортаж с места событий.Здесь размещаются
свежие материалы с последних мероприятий, подчас необработанные, чаще всего –
фотографии с минимумом комментариев, либо вовсе без них. На основе наиболее
интересных материалов позже будут созданы полноценные отчёты. |
1 – 3 мая: по Рязанской Мещёре, лесами вдоль реки Пра. |
«Вода, холодная, как лёд, течёт весной во Пре, С бескрайних торфяных
болот её согнал апрель, Ну а у нас в груди не
кровь - а жгучий кипяток! И к дальним странствиям
любовь – как яростный прыжок!» Маршрут: Рязань - Шумашь - Поляны - Солотча - Заборье -
Ласково - Требухино - озеро Уржинское - Картаносово - Деулино - Лесохим -
Горки - Малаховские Выселки - тропа Паустовского - Заводская Слобода -
Гришино - Натальино - Печурино - Иншаково - Ершовские Выселки - Борисово -
Макарово - Мурох - Макеево - Сергеево - Первушкино - Спас-Клепики - Батыково
- Тюрвищи - Евлево - Пышлицы - Якушевичи - Шеино - Перхурово - Черустинсий
Лес - Красная Гора – Черусти. Поход был организован совместно с www.velocat.ru/. Сроки проведения - с 1 по 3 мая 2008 г., общий километраж – 184 км. 9 участников: 3 - из www.bibolsh.narod.ru/, 5 - c www.velocat.ru/, 1 - гость. Хотя, какая разница! Последнее время все мероприятия у нас - совместные, всё деление - условное, всё "гражданство" - двойное, как и полагается свободным людям доброй воли! В первый же день к нам уже в пути присоединились ещё 2 человека, итого стало 11. Для участников с www.bibolsh.narod.ru/ данный поход являлся ещё и дальней скаткой перед ладожским походом. |
День 1. Рязань - Шумашь - Поляны - Солотча - Заборье -
Ласково - Требухино - озеро Уржинское, 50 км. Заброска - на перекладных: с Казанского вокзала до Голутвина (отправление 11-45, разместились свободно), в Голутвине - пересадка до Рязани в 15-33. Между поездами у нас было полтора часа, и мы смогли осмотреть Коломенский кремль. В Рязань прибыли в 17-17, доехали с комфортом. Солнечная погода сменилась облачностью и какой-то прохладой. Хотя весна, по всем признакам, опережала московскую где-то на неделю. Осмотрели Рязанский кремль (он скромнее Коломенского) и двинулись за Оку на север. Первые километры дорога была оживлённой, путь проходил Окской поймой. Перед Солотчей - развилка, основной поток шел вправо, с указателем на Касимов. Трудно сказать, что это была за трасса, возможно - какая-то новая дорога. Мы свернули налево, асфальт стал гораздо тише, а местность стала лесной. Ну, не совсем: Солотча - это рязанский "курорт", пансионаты, турбазы, магазины и всякий сервис здесь на каждом шагу. Лес очень красив: могучий вековой сосновый бор с огромными корабельными соснами. Осматривать Солотчинский монастырь уже нет времени, затариваемся едой
и едем дальше. |
|
Вокруг деревень построены объездные дороги (всё - асфальт), но мы едем по главным улицам населённых пунктов: красивая старинная архитектура перемежается с современной, но отнюдь не безвкусной. Всё очень ухожено. А, в основном, дорога идёт лесами. Машин, практически, уже нет. Ищем поворот на озеро Уржинское. Видим на пустынной трассе девушку с парнем на велосипедах, снаряжены на многодневку, остановились и что-то смотрят по карте. Оказалось: ищут то же самое озеро. Вот так и объединились! Поворот нашли не сразу, расспрашивали местных, даже возвращались назад. То, что нарисовано на карте ГШ - совершенно неприметный поворот на южной окраине Требухино, идёт куда-то за бетонный забор. А вот потом и вправду, начинается лесная дорога, выходящая на асфальт. Видели и другой, асфальтовый въезд (на ГШ его нет), но, к сожалению его не разведали. Тем временем, с большим опережением сезона, появляются комары. Для Мещёры их количество, пока, более чем терпимо, но не сказать, чтобы их было очень мало! Во всяком случае, "Гардекс" уже пошел в ход! Дорога приводит на самый берег озера. Там - машины и поедатели шашлыков, но, буквально в паре сотен метров их уже не видно и не слышно. Сергей и Ирина, наши новые знакомые, встают у самой воды (они рыбаки!), а мы движемся дальше по тропе по периметру озера, и встаем немного дальше, в лесу, т.к. тропа исчезает в болоте. Ночь теплая, звёзды видны слабо.
После отбоя начинает накрапывать мелкий дождь, и в несколько заходов
продолжается и ночью. |
День 2. Озеро Уржинское - Картаносово - Деулино - Лесохим - Горки - Малаховские Выселки - тропа Паустовского - Заводская Слобода - Гришино - Натальино - Печурино - Иншаково - Ершовские Выселки, 64 км. Утром дождя уже не было. Палатки очень быстро подсохли. Тепло, появилась мошка. Вскоре погода совсем расходится, появляется солнце. Едем по пустынному асфальту по глухому лесу в сторону реки Пра. Новые знакомые - с нами. Посовещавшись с ними, и узнав новые данные о дорогах, решаем, что, может быть, целесообразно изменить маршрут. Первоначально предполагалось поехать параллельно Пре от Деулино на север до Горок, затем - на запад мимо Келецкого озера с возвратом на Клепиковское шоссе в районе Криуши, такая вот петля к Пре. Теперь, возможно, поедем дальше на север до Заводской Слободы. Решение будем принимать по фактической обстановке. Деревня Картаносово, скромное лесное селение. Заправляемся водой из колодца. За одним из заборов - 2 великолепных индюка! Надо сказать, что одна из целей похода - пронаблюдать перелётных птиц на мещёрских озёрах и болотах. Итак, орнитологическая программа, пусть хоть так - но начата! Деулино, большое село на Пре. Высокий обрывистый берег, деревянный мост. На Пре - разлив. Едем на север тяжелой песчаной дорогой. По шатким брёвнам аккуратно форсируем большой разлив ручья. Велосипеды идут очень тяжело, колёса вязнут в глубоком песке. Периодически появляется параллельная тропинка вдоль линии кабеля, там передвигаться гораздо легче. Вокруг - сосновые боры и безлюдье. Солнечно, жарко. Деревня Горки. У местных расспрашиваем пути-дороги. На Келецкое озеро
ехать не советуют: труднопроходимые болота, и они начнутся очень скоро. А на
север, по их словам, на велосипеде худо-бедно, но проехать реально. Итак,
решение принято, продолжаем путь опять все вместе. |
|
Дорога за Горками - немного легче, чем до них, но песка все равно хватает. Остатки какого-то брошенного поселения. Сохранилась пустошь и полуразваленная ограда. Останавливаемся на обед, и только потом обнаруживаем, что земля сплошь усеяна муравьями. Несмотря на это, обедаем без приключений. Из лесу появляются 2 байкера, подъезжают к костру. Это поход Каравана, их человек около 10 и идут они по нашему маршруту, только навстречу нам. Про дорогу впереди говорят: "Пляж!" (в смысле - песок, как на пляже!) Гости долго не задерживаются, и едут дальше. Вскоре трогаемся и мы. Огромная вырубка, поросшая мелкой сосной. На ее краю - одинокая старинная изба, она обитаема, рядом - машина. Нам дополнительно подсказали дорогу. Сворачиваем с основного песчаного пути на второстепенный. По сравнению с главной, новая дорога великолепна: плотный песок, присыпанный хвоей, немного дёрна. И так едем около часа. Потом начинаются горки, спуски-подъемы, и все это - тоже в лесу. Вот тут появляется, пожалуй, самый глубокий песок за всю дорогу! И вот, когда кажется, что этому не будет конца-края, что все резервы уже на исходе, путь выходит на плотный песчано-гравийный грейдер! Рядом - столб с табличкой, читаем: оказывается, мы сейчас ехали ни по чему иному, как по "тропе Паустовского". "Бедный Паустовский!" - вырвалось у нас J. А вообще – очень советую перечитать «Мещёрскую сторону» Паустовского, текст смотри ЗДЕСЬ. Вскоре грейдер выводит на бетонный мост через Пру, в Заводскую Слободу. Дальше - лес и отличный асфальт. Много ли для счастья надо! В Ершовских Выселках сворачиваем налево, асфальт приводит к длинной высокой гряде, поросшей сосновым лесом, и тянущейся параллельно Пре. Здесь и ставим лагерь, место очень красивое, хотя и людное: рядом лагерь автомобилистов. Во всех деревнях после Заводской Слободы магазины были закрыты, поэтому отправляем гонцов за едой в Клепики, благо рядом. Ночь ясная, и на небе нет места,
свободного от звёзд! Но прохладно. |
|
|
|
|
Здесь
– только пешком!
|
Хотя
некоторые пытаются ехать!
|
Как
будто и не было тяжелой тропы!
|
Ослепительная
синева Пры
|
День 3. Ершовские Выселки
- Борисово - Макарово - Мурох - Макеево - Сергеево - Первушкино -
Спас-Клепики - Батыково - Тюрвищи - Евлево - Пышлицы - Якушевичи - Шеино -
Перхурово - Черустинсий Лес - Красная Гора - Черусти, 70 км. |
Рязанская
область |
Московская область |
|
|
Подъем 8-00, солнечно, прохладно. Но быстро теплеет. Проезжаем Борисово, проходим деревянный мост через Пру. Вскоре развилка: налево - до Заднепилёво (это название такое J), нам - направо. По левую сторону простирается болото Мурох, рассечённое параллельными каналами. Каналы вышли из берегов и затопили болото, а заодно, и наш асфальт. Но глубина на асфальте не больше 30 см, так что проезжаем. И вот она, наша орнитология! На Мурохе - масса всевозможных птиц, в т.ч.благородная утка – гоголь (так и хочется написать с большой буквы J), причём последняя - тоже большими стаями. А Володя Маховиков умудрился сфоткать аж какого-то пингвина! Смех смехом, а на фотки его посмотрите. Объезжаем Мурох, и выходим на прямую дорогу в Клепики. Почти что въехали в город, и тут - прокол у одного из участников, заменили камеру. Второй прокол - уже в городе, и у того же человека. А на десерт, у НЕГО ЖЕ - разрыв покрышки, а, заодно - и третьей камеры! Это уже не фатальное невезение, это - повод серьёзно задуматься над собой. Тем более, что человек в дальний поход готовится, а текущий выезд -это, как бы генеральная репетиция! Выручили, как всегда, добрые товарищи, найдя в единственном в городе магазине такого рода единственную покрышку под размер внедорожника. Воистину: Бог дал участнику последний шанс! Потеряв время на ремонты, мы, к сожалению, свернули экскурсионную программу (музей Есенина и музей деревянного зодчества на озере Белом) и часть орнитологической программы (фотоохота на Клепиковских озёрах). Теперь путь лежал по местному асфальту, через озёрный край, в Московскую область. Солнце припекает, а вот ветер несколько прохладный. Поворот на Пышлицы. Дорога идёт открытыми просторами, на горизонте - частокол леса, справа вдали - озеро Дубовое, в небе парят не то орлы, не то соколы. Снова входим в лес. А вот и знаменитая Черустинская дорога, которой в март - апрель можно было детей пугать! Сейчас это - прекрасный, плотный, сухой грейдер рыжего цвета, а многочисленные деревья, поваленные аномальными весенними снегопадами, аккуратно распилены и убраны с дороги. Правда, веток под колёсами валялось больше, чем хотелось бы. Привал на лесном озере. Трое участников, которые были ограничены во времени, отказались от обеда и продолжили путь, чтобы сесть на поезд пораньше. Показал им дорогу, ребята уехали, а я чувствую: что-то не то! Достал навигатор, приложил к карте, развернул всё это по солнцу, думал-думал....и, наконец, позвонил им, к счастью, сеть тут работала. Дорога не та! Ребята вернулись, мы показали нужный путь. В итоге, он оказался правильным (потом отзвонились). Страшно подумать, что бы было, если бы они улетели в никуда (а примерно туда и вела изначальная дорога)! Черустинский лес - это уже не шутки, это - ТАЙГА! Во всяком случае, завтра на работу точно бы никто не пришел, а покатушка получилась бы сравнимой с печально знаменитым Рдейским походом от Веломании. Пообедали - и вперед! По дороге можно просто ГНАТЬ, без преувеличения! А вокруг - лесное великолепие, полное безлюдье, кукушки кукуют! Дорога вела практически через все виды мещёрских ландшафтов: вековые сосновые боры, березовое чернолесье, участки старых ельников, огромные моховые болота, поросшие мелкой сосной, мокрые ольховые джунгли, белые от цветущей черёмухи! И среди всего этого - великолепный, чистый, сухой тракт! Деревня Красная Гора (по-испански - "Монте-Колорадо"). Еще 5 лет назад здесь жили люди, сейчас - тишина. Снова встречаем на станции Ирину с Сергеем, третий день они прошли по своей программе, объехав Клепиковские озёра с востока. Загрузились в черустинский поезд отправлением 19-25, разместились легко и удобно, и где-то в 22-00 были на Казанском вокзале. Всего-то 3 дня, а впечатлений - море! Маршрут - один из красивейших,
с погодой повезло очень, команда работала слаженно, как часы! Всем огромное
спасибо, а проколовшийся - работай над техникой, а, главное - над собой!
Сергею и Ирине - отдельное спасибо за полезную информацию по текущему
состоянию дорог. Мы всегда будем рады снова видеть Вас в наших рядах! |
|
|
|
|
Railag счастлив!
Как и все!
|
Черусти
|
Обратный
путь, подведение итогов
|
Обратный
путь, подведение итогов
|
Отчет от Railaga: СМ.ЗДЕСЬ
Фото от Railaga: СМ.ЗДЕСЬ
Фото от Дениса (SL): СМ.ЗДЕСЬ
Фото от Clash-a: СМ.ЗДЕСЬ
Фото от Владимира Маховикова: СМ,ЗДЕСЬ
Трек: СКАЧАТЬ